|
Морозов Владимир Григорьевич
Ранним июньским утром двухколесная карета со всадником, следуя из Владимира, переехала через реку Клязьму на пароме. Перевоз назывался «Рахманов перевоз». Отъехав от перевоза двести метров, экипаж въехал в густой сосновый лес. Цель поездки всадника была село Лунёво. Ранний лес встретил экипаж густым туманом и запахом болотной воды.
|
|
Старый Владимир |
|
|
|
Дорога через лес |
|
|
Проехав около двух километров, карета проследовала через селение, название которого определялось рельефом местности и называлось «Долгая лужа». Деревня «Долгая лужа» была сравнительно небольшой – не более тридцати изб. На болоте, окруженном лесным массивом, был карьер, где добывался торф для электростанций города Владимира. Население этой деревни работало на торфоразработках. Там же на болоте работали и луневские мужчины и женщины. От деревня «Долгая лужа» до села «Лунево» оставалось около шести километров пути.
|
Но до Лунева еще далеко, а дорога сыра и прорезана колесами телег. Особенно сыро было в низине, там, где стекал большой ручей, а можно сказать и речка из краев торфяника. Это место называлось «Мостищами». Чтобы преодолевать эту низину в слякоть и грязь, луневские мужики сложили накаты из бревен, скрепили их и получился большой мост. Поэтому мост и назывался «Мостищами». Когда телеги преодолевали это место, бревна продавливались, а когда проезжали - снова поднимались.
Взошло солнце. Лесной туман быстро отнесло ветром, а впереди был подъем дороги. Это место со стороны Лунева называлось «Покатью». Гора здесь тянулась полверсты. Далее, поднявшись на гору, виднелся край леса, а в просвете дороги видны были луневские поля.
|
|
Пешая дорога в Лунёво |
|
|
|
Морозовы. Мои родители |
|
|
И вот наш гость, подъехав к краю леса уже ехал по полевой дороге. Впереди, вдалеке, чуть левее дороги открылись очертания Луневского храма Акима и Анны. В исторических летописях впервые упоминается Лунёво в 1647г., тогда еще деревня Лунёво. Храм был построен и освящен в 1905г. и с тех пор Лунёво называется селом. Ранее приходом для жителей являлся храм села Кусунова. Там же на кладбище при Кусуновском храме производились захоронения почивших луневских жителей, там же венчались, там же крестили детей. Мои родители Морозовы Григорий Родионович и Анна Яковлевна (урождённая Севастьянова) были одними из первых лунёвцев, венчавшихся в новой Лунёвской церкви.
|
А сейчас оставим луневского гостя и начнем повествование о селе Лунёво.
Село Лунево стояло на землях мало плодородных – «Худых землях», как раньше называли. Расположено оно по двум краям речки, образовавшей овраг с зарослями устарника, деревьев и сырой травы. Речка была тихой, называлась «Луневка» и вытекала из рядом стоящего леса. Лес находился в полкилометра от села, а поле, находившееся между лесом и селом, называлось «Мало поле».
Речка, в нескольких местах была перепружена и имела вдоль села небольшие плотины и мосты. В результате были образованы пруды. Один из них, недалеко от церкви, назывался «Пожарным». Справа по течению было несколько строений. Все эти строения назывались Пожарным сараем. Это в «Зиновьевым» прогоне. Кстати, эти строения были подарком фабриканта Никитина жителям села Лунёво. В сараях были расположены пожарные повозки с пожарными бочками, большими ручными насосами, пожарными рукавами и другими пожарными принадлежностями: баграми, топорами, ломами, то есть там было все, что необходимо при пожаре. А еще там располагалась конюшня с лошадями и сбруей.
|
|
Церковь 1953 год |
|
|
|
Вид на Караш 1957 год |
|
|
Село простиралось от поля до горы, называемой Валом. С левой стороны оврага дома располагались в один ряд, и улица эта называлась «Завраг», что очевидно означает за оврагом. С правой стороны избы располагались с двух сторон. Эта улица простиралась до горы (до Вала) и делилась условно на несколько частей. От поля до Михайловой речки улица называлась «Курмыш», что содержит в своем звучании что-то татарское. Речка вытекала из маленького болотца. Далее от Михайлова прогона до Зиновьева «Середка», далее до горы «Вал». Если придти на край села, на Вал, то внизу откроется панорама поймы. С горы видны лужи, долы, а вдалеке очертания Клязьмы. Справа от села, метрах в трехстах и вглубь до «подцерковника» вы увидите озеро «Караш». В названии озера есть что-то тюркское. КАРА - черная. ОШ - бровь. И действительно, если смотреть на озеро с горы, то смотрится как бровь.
|
Дорога, проходящая мимо дома Михайловых, была наезженной и по ней ездили и ходили в город. Дорога называлась по сельскому говору «Городная». Слева от дома стояла кладовая Михайловых, ниже по берегу речки стояли несколько амбаров. Далее между домов Тютиных и домом Михайловых проходила дорога к храму. За речкой стояла кузница, а с правой стороны от него, на возвышенности, справа от храма стояло большое деревянное строение. Это строение было создано для страхового зерна. Впоследствии это здание после коллективизации использовалось как Клуб, или, как его называли, «Нардом» - народный дом. Слева от храма находится улица «Шороновка». Улица названа Шороном, это не фамилия, а кличка.
|
|
Окрестности села 1957 год |
|
|
|
Сезонники. Лунёвская бригада |
|
|
Луневские крестьяне были малоземельными. Наделы земли были небольшими. Сеяли в основном рожь, гречиху. По мнению крестьян, урожая хватало только до рождества. Луневские мужики объединялись в бригады и выезжали на сезонные строительные работы, чтобы можно было заработать на пропитание семьи. Их называли «Сезонниками». В луневских бригадах были плотники, маляры, кровельщики и другие строительные специальности. Закончив сельхоз работы весной, выезжали на заработки, а зиму проводили дома. Мой отец Морозов Григорий Родионович и его старший и младший братья Андрей Родионович и Иван Родионович были кровельщиками и жестянщиками. География поездок лунёвских мужиков была обширной. Это Владимир, Москва, Козлов (Мичуринск), Николаев (Украина).
Не могу удержаться, чтобы не добавить, что мой дядя Морозов Иван Родионович был участником Первой мировой войны и являлся Георгиевским кавалером (имел три солдатских георгиевских креста). Его имя было выгравировано в Георгиевском зале Кремля в Москве.
|
А теперь вернемся к лунёвскому гостю.
Владимирский гость ранним утром въехал в село. Звали гостя Петр Петрович Макаров – житель села Лунево. Он был членом партии большевиков, и ему было поручено проведение коллективизации в Луневе. Он обладал большими полномочиями. Опору в своих действиях он имел тоже в жителях села Лунево Тихоновых, Барановых, Зеленовых, Пашиных и других.
Однажды, по всему селу активисты колхозного движения стучали в окна крестьянских изб и настойчиво предлагали придти в «Нардом» на собрание по поводу организации колхозов. Выступления сельчан, несогласных с мнением Макарова, были встречены очень жестко. Он достал револьвер, положил его перед собой на стол и стал угрожать несогласным расправой. Он называл несогласных кулаками и подкулачниками и просто врагами советской власти. Так в Луневе был организован колхоз «Красная крестьянка». Земельные наделы крестьян были отобраны, и эта земля стала колхозными полями.
Вступившие в колхоз хозяева обязаны были передать колхозу корову, или лошадь, а также сбрую, телеги, плуги и так далее. Им выдавалась так называемая членская книжка, где указывался состав семьи колхозника и что он внес в хозяйство колхоза. Члены колхоза работали за трудодни, а по итогам сельхоз года, после госпоставок, им выдавались паи согласно трудодням продукцию производства. В Луневе в домах хозяева сами пекли хлеб. Зерно подвергалось размолу в муку ручными мельницами, которые имелись в некоторых хозяйствах.
На фотографии (слева направо):
Лежат: Нина Матвеева, Люба Панина
1 ряд: Валентин Макаров, Владимир Баешев, Настя Дмитриева, Катя Баранова, Надя Коровина, Поля Кириллова, Валя Панина
2 ряд: мальчик неизвестен, Маруся Медведева, Валя Панина, Вера Курзанова
3 ряд: Зина Курзанова, Анисья Дмитриева, Клавдия Терентьева, Нюра Кириллова (Назарова), Маруся Макарова
|
|
Перед покосом 1946 год |
|
|
|
Молотилка |
|
|
Итак, в Луневе был организован колхоз «Красная крестьянка». Усилиями колхозников были построены: скотный двор, конюшня, молотильный сарай, амбары и другие хозяйственные постройки. Кузница была у хозяев отобрана в собственность колхоза, но луневские кузнецы работали уже на колхоз. Ковали разные железные изделия, а также подковывали лошадей.
А теперь я расскажу о несчастном случае, происшедшем на молотильном сарае. Молотильный сарай был оборудован механической молотилкой. Сама молотилка находилась внутри сарая и приводилась в движение с помощью редуктора и карданных валов. Редуктор был выведен за пределы сарая метров на десять, а вращательное движение приводилось с помощью лошадей, ходивших по кругу. Лошадей привязывали к брусам, закрепленных на редукторе. Карданный вал за пределами сарая находился в неглубокой канавке. Карданные валы соединялись с помощью вилок металлическими пальцами. Вращаясь, карданный вал в местах соединения захватывал солому, и она вращалась вместе с валом. Вот это наматывание соломы и забавляло луневских мальчишек. И вот однажды завражные мальчишки Зайцевы Коля, Миша, Дмитриев Саша и другие, проявив неосторожность, подсовывали солому. Саша Дмитриев, подсовывая солому, имел на себе рубашку с рваными рукавами, попал лохмотьями рубашки под вращающийся вал. Рубашку наматывал вал, а вместе с рваной рубашкой намотал и Сашину руку. Ее просто оторвало, пока останавливали лошадей. Всю детвору как ветром сдуло от вала. Родион Морозов прибежал домой и сказал матери:
«Мама, я на молотильный сарай больше не пойду».
Она спросила: «Почему?»
«Там Сашке Дмитриеву руку оторвало»
Вот такая трагедия произошла. Так познакомились луневские дети с чудо-техникой.
|
Колхозное движение не обошлось без раскулачивания. Жертвой раскулачивания стала и семья Михайловых. Михайлов Михаил (отчество подзабыл), мы звали его дядя Миша, был зажиточным мужиком и хорошим хозяином. Он был глуховат, как результат контузии на фронте во время Первой мировой войны. Дядя Миша был в плену у немцев в Германии. Будучи пленным, он, до возвращения домой, работал у местного хозяина помощником по хозяйству, и многое перенял у немецкого хозяина в ведении хозяйства. В хозяйстве Михайлова имелось несколько коров и лошадей. Одна из лошадей с кличкой Гайда была одной из лучших лошадей в колхозе. В конце усадьбы Михайловых было большое гумно, а ближе к речке, построенные им, «Молочные» мастерские, кирпичная кладовая. Михайлов имел пасеку. В его хозяйстве было два десятка пчелиных ульев. Односельчане с удовольствием покупали мед с его пасеки. В молочной мастерской он делал собственное сливочное масло и имел собственное клеймо для его производства. В общем, как говорится, дом - полная чаша. Многие завидовали удачливому хозяину. Вот Михайловы и подверглись раскулачиванию по указанию Макарова. Из его дома вывезли все вплоть до картошки из подпола. А конфискованное имущество – распродано.
Хозяина дома арестовали как кулака, и некоторое время он находился в заключении. Его жена Клавдия Сергеевна, хорошая добрая женщина, родила дяде Мише Михайлову дочь Веру и трех сыновей Николая, Михаила и Александра. Клавдия Сергеевна поехала Москву добиваться правды. В результате ее хлопот она попала в «приемную» всенародного старосты Михаила Калинина. Вскоре, по решению из Москвы, Михайлова освободили, но имущество возвратить не пришлось. Оно было распродано и частично растащено. Скотина оказалась на колхозном дворе. Так пострадало несколько Луневских хозяйств. Также были конфискованы несколько домов. В одном из них (ныне дом Быковых) создали сельский совет. Одним из домов занял инициатор коллективизации Макаров. На селе этих Макаровых называли «Галчатами».
|
Конец.
|
|